Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ представляет собой систему психолого-педагогической поддержки, направленную на создание благоприятных условий успешной социализации и оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования. Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ является обеспечение доступности дошкольного образования, создание равных стартовых возможностей при поступлении в школу, организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательных областей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП ДО и решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно — развивающих задач.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции с детьми, которые имеют речевые нарушения и требуют психологической коррекции, осуществляется посредством Адаптированной Образовательной Программы, разработанной на основе программы дошкольного образования учреждений.  В качестве дополнения к АОП ДО используются:

— Рабочая программа учителя — логопеда;

— Рабочая программа педагога – психолога;

— Планирование работы логопеда для детей с ОНР, ФФНР, ЛГНР;

— Рабочая программа музыкального руководителя;

-Рабочая программа инструктора по физической   культуре;

Формами организации образовательной деятельности с детьми являются подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.

Образовательная деятельность с детьми ОВЗ строится исходя из учебного плана ДОУ и общей схемы образовательной деятельности ДОУ для старшей и подготовительной группы.

Специалисты ДОУ организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую, профилактическую и образовательную деятельность. Территориальная  психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) определяет сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку. Решение о направлении детей в течение года на ТПМПК осуществляется на основании психолого-медико-педагогической комиссии МДОУ.

Комплектование и выпуск воспитанников МДОУ на логопункте осуществляет ТПМПК.

Система взаимодействия воспитательно-образовательной и восстановительной работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям разных категорий нарушенного развития в освоении Программы. Достижение цели обеспечивается своевременным терапевтическим воздействием, постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, созданием единого охранительного режима в детском саду и семье (в единстве образовательных и развивающих подходов в воспитании).

Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми групп.

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

— Обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

— Сохранение        и       поддержание       психического      здоровья    каждого воспитанника.

— Совместное планирование с   учителем — логопедом и другими специалистами и организация совместной деятельности.

-Участие в составлении индивидуальных программ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников.

— Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ.

— Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учётом рекомендаций специалистов.

— Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Характеристика  форм работы с детьми с ОВЗ:

Коррекционное направление образовательной деятельности обеспечивают: воспитатели, учитель-логопед, педагог — психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Координирует действия специалистов ПМПк (психолого — медико — педагогический консилиум)  МДОУ.

Индивидуальное          сопровождение   ребёнка      направлено         на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов:

  • 1 этап: сбор информации о ребёнке;
  • 2 этап: анализ полученной информации;
  • 3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка;
  • 4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка;
  • 5 этап: решение проблем,  выполнение рекомендаций всеми службами сопровождения;
  • 6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;
  • 7 этап: разработка индивидуального маршрута дальнейшего развития ребёнка.

Подготовка к школе детей с ОВЗ осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности. В детском саду решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно -развивающие, образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка, с целью уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно -воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития  (ИПР) ребёнка. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка. Занятия психолога раскрывают потенциальные возможности ребёнка, развивают психические процессы, помогают снять напряжение: дети становятся более спокойными, уравновешенными, доброжелательными. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств. Блок образовательных задачнаправлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка. Коррекционный блок задач предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно — развивающее направление реализуется взаимодействием в работе воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

Вся коррекционно-воспитательная работа осуществляется под руководством педагога — психолога, на логопункте под руководством учителя-логопеда в тесной взаимосвязи с воспитателем и другими специалистами ДОУ. Подгруппы организуются с учетом уровня актуального развития детей и имеют   подвижный состав. Занятия учителя-логопеда с детьми по подгруппам чередуются с занятиями воспитателей. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре проводят занятия с целой группой детей по музыкальной и двигательной деятельности. Коррекционная направленность занятий обеспечивает детям овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует развитию высших психических функций (ВПФ): восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Пребывание в специальных условиях способствует эффективности развития игровой деятельности детей, их личности (интересах, мотивации учения, взаимоотношений и общения). Сентябрь и июнь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики. В конце сентября специалисты психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) МДОУ совместно с воспитателями обсуждают результаты обследования детей и обсуждают план работы групп на предстоящий учебный период. В конце учебного года проводится заседание ПМПк по результатам итоговой диагностики развития детей и определения эффективности работы всех специалистов.